+7 926 232 10 20 +7 926 232 10 20

Снижение заказчиком НМЦк до лимита возможно?

Известно, что одной из целей Закона № 44-ФЗ является эффективность - считай экономия средств заказчика. Нет сомнений в том, что когда цена снижается в ходе проведения конкурентной процедуры, то полученное по результатам торгов значение является более или менее обоснованным. Совсем другое дело, когда заказчик самостоятельно изучает рынок или, например, рассчитывает цену по утвержденной методике, получает какое-то значение цены и сразу же уменьшает его до имеющего у него лимита финансирования. Возникает вопрос: а насколько такая цена является обоснованной? Зачем вообще в рамках Закона № 44-ФЗ существуют какие-то порядки расчета НМЦК, если в конечном итоге цена уменьшается до имеющего лимита в надежде на то, что на проводимую процедуру закупки выйдут какие-либо участники?

Обратимся в решении указанных вопросов к ответам регулятора. Если цена рассчитывается заказчиком самостоятельно с использованием метода анализа рынка цен, то Минфин России придерживается позиции о том, что «НМЦК определяется заказчиком в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на предполагаемую закупку. При этом в случае, если среднее значение цены, рассчитанное в результате рассмотрения предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях определения НМЦК, превышает указанные лимиты, заказчик снижает НМЦК до уровня выделенных лимитов» (письмо Минфина России от 16.03.2020 № 24-01-08/19862). Аналогичной позиции придерживается Верховный суд Российской Федерации, поддержавший нижестоящие суды в споре по указанному вопросу (Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2022 № 306-ЭС22-17331). В целом, указанное мнение понятно и объяснимо, т.к. методом анализа рынка цен (ввиду его несовершенства) заказчик имеет возможность определить любой размер НМЦК (от малого до большого).

Однако, если речь о применяемом заказчиком утвержденном нормативным правовым актом порядке расчета НМЦК, то позиция меняется. Например, при осуществлении закупок регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом Минфин России, а также Минтранс России разъясняют следующее: «утвержденный Приказом № 351 порядок носит обязательный характер, во избежание недостаточности финансового обеспечения для осуществления закупок в сфере регулярных перевозок представляется целесообразным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств … исходить из объема финансового обеспечения закупок в сфере регулярных перевозок, определяемого с учетом требований Приказа № 351. При недостаточности доведенных … лимитов бюджетных обязательств на закупки в сфере регулярных перевозок, соответствующему заказчику, … целесообразно направить в установленном порядке главному распорядителю (распорядителю) предложение, предусматривающее увеличение объема доведенных до такого получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств до объема, позволяющего осуществить планирование финансового обеспечения закупок в сфере регулярных перевозок в объеме, определенном с учетом требований Приказа № 351. При невозможности такого увеличения заказчику в целях непревышения доведенных до него лимитов бюджетных обязательств целесообразно рассмотреть вопрос о возможности изменения предусмотренных Приказом N 351 таких параметров расчета НМЦК, которые в соответствии с Приказом № 351 допускается изменить заказчику». Соответственно в разъяснениях мы уже не видим возможности уменьшения цены контракта до утвержденного лимита.

Рассмотрим еще один пример: услуги охраны. В своих разъяснениях (письма Минфина России от 06.10.2021 № 24-06-06/80818, от 01.11.2021 № 24-06-06/88229) регулятор ещё раз повторяет о необходимости соблюдения заказчиком доведенных до него лимитов, а в части остальных вопросов (в том числе по уменьшению цены) рекомендует обращаться к Росгвардии, как к органу, определившему порядок расчета НМЦК в соответствующей сфере. Иными словами, также нигде не говориться о возможности снижения цены контракта.

Подведем итоги. Если заказчик рассчитывает цену самостоятельно без утвержденного порядка, то снижение цены является обоснованным. Если же относительно к предмету закупки утвержден порядок расчета НМЦК, то снижение цены до лимита является оспоримым.